Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Регионы --> Карпатская Русь (Церковный вопрос в Карпатской Руси) Вопросы --> Вера (Церковный вопрос в Карпатской Руси) Организации --> Вестник Юго-Западной Руси (Вестни Юго-Западной Руси 2 (3) / 2007) |
|
110 |
Книжные рецензии |
111 |
действительно, открыло новую, но, к большому прискорбию, черную страницу в истории закарпатского народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть вековой борьбы против феодально-католического духовного и социального порабощения. Уния была террором навязана нашему народу, держалась столетиями только на штыках. Но к большой чести нашего закарпатского народа, невзирая на все жестокие преследования со стороны чужеземных ассимиляторов: тарасовцев, ростошинцев, де-камелисов — население Закарпатья с достоинством сохранило свою русскость — свою духовную и культурную ценность — святую Православную веру». Говоря о коренном восточнославянском населении Карпатской Руси, автор именует его в тексте русинами, карпаторуссами, карпатороссами, а в широком смысле — русскими. Русофильские воззрения о. Василия Максимишинца не подвергаются ни малейшему сомнению (подтверждением является и то, что книга написана именно на русском языке, пускай и с иногда попадающимися карпатскими диалектными особенностями). Поэтому тем более странным выглядит неоднократно встречающееся словосочетание «русско-украинский народ». Вероятно, оно является лишь неудачной калькой с подобных словосочетаний в использованных при написании монографии украинофильских работах. Без сомнения, и в методологии, и особенно в стиле изложения остро чувствуется, что автор — не профессиональный историк, а теолог, который может себе позволить пристрастные и эмоциональные высказывания. Вместе с этим, думается, ценно само стремление священника-патриота к написанию на основе скромной доступной литературы собственной версии церковной истории родного края. Ведь издание подобных работ, во-первых, позволяет познакомиться с историческим прошлым и неподготовленным читателям — рядовым верующим, а во-вторых, служит стимулом для появления дальнейших, быть может, более отвечающим научным стандартам публикаций на эту тему. В любом случае монография о. Василия Максимишинца представляет несомненный интерес для всех неравнодушных к истории Православия на западе Руси и судьбам подкарпатских русинов.
Михаил ДРОНОВ |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |