Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Регионы --> Донбасс (Донбасс) |
|
"Ранняя история Юзовки" |
Мы продолжаем цикл публикаций по ранней Юзовской истории, основанных на книге израильского профессора Теодора Фридгута “Юзовка и революция” - солидном двухтомном издании, вышедшем на английском языке в США.
Как могли в Юзовке отдыхать и развлекаться? Конечно, в основном тем, что пили без просыпу. Но это отдельная тема. А что делала местная публика помимо этого в свое свободное время?
Заметим сразу, что свободного времени у рабочих - основного населения края - много-то и не было. После 12-часового рабочего дня где уж думать о духовном росте, о самообразовании или культурном развитии? К тому же, для многих обитателей Юзовки, особенно металлургов, в недавнем прошлом - выходцев из беднейших сел, работа на огромном предприятии и заводская квартира вообще были пределом мечтаний. И ни о каких прочих стремлениях они больше не помышляли, как полагает Фридгут.
К примеру, в 1916-ом в Юзовке действовали учебные курсы для взрослого населения. Желающие могли пройти с их помощью весь курс начальной школы, а также прослушать лекции по истории, географии, геометрии, физике, черчению, по французскому и английскому языкам. Но желание учиться на этих курсах проявили 347 мужчин и 27 женщин (из 70-тысячного населения Юзовки).
А ведь грамотностью юзовские рабочие не отличались: по данным 1902 года, 59% работников Новороссийской компании (тогдашнего хозяина нынешнего ДМЗ) не умели читать и писать. В это время как раз произошли кардинальные изменения в сфере детского образования, возникали новые школы и гимназии, но что касается обучения взрослых, тут не наблюдалось никакого прогресса.
Немудрено, что, когда на рудниках и заводах края возникали какие-то кружки для рабочих, чаще всего оказывалось, что это было делом рук революционеров-подпольщиков, а из “наук” на занятиях особых почтением пользовалась нелегальная литература. К примеру, еще в 1901 году на Щербиновском руднике (сейчас Дзержинск) возник якобы учебный кружок, в котором рабочие занимались сценическими постановками и декламацией стихов (этим делом, кстати, руководил будущий украинский писатель Степан Васильченко), а на самом деле это было революционным объединением, в котором, в частности, участвовали видные большевики Петр Моисеенко и Григорий Петровский. Кружок встречался в помещении местной школы, в которой Васильченко служил учителем. У него была личная библиотека, которая со временем насчитывала три тысячи томов - невиданное по тем временам количество. Местные жители (из грамотных) охотно пользовались библиотекой Васильченко.
В соседней Горловке в похожей библиотеке числилось около 500 постоянных читателей. В Юзовке в знаменитой заводской школе в библиотеке было четыре тысячи книг. Существовала библиотека и в местной больнице - ею пользовались пациенты. В их распоряжении было аж 50 томов.
Местные власти в принципе созданием библиотек не увлекались. Да и законы этому просветительскому делу не способствовали. Чтобы открыть библиотеку, требовалось особое разрешение властей, а получить его было крайне трудно.
Лишь в ходе первой революции, в декабре 1905 года, в библиотечном законодательстве произошли перемены. Многие прежде запрещенные книги получили возможность попасть к читателю. В Макеевке библиотека была открыта еще в 1902 году. Но там было всего несколько сотен книг, в основном технических (чаще всего давно устаревших) и религиозных (на которые никогда не было большого спроса). Перемены в законодательстве и создание новой большой школы в Макеевке с просторным помещением для книгохранилища, привели к тому, что изменилось и лицо библиотеки, переехавшей в новое здание. Число постоянных читателей сразу возросло на 200 человек, по 30-40 человек приходило в Макеевскую библиотеку каждый день. Библиотека даже получала 13 периодических изданий, среди которых значились популярные журналы “Нива”, “Природа и люди”, “Вокруг света”, центральные газеты “Русские ведомости”, “Русское слово” и “Биржевые ведомости”, а также харьковский “Южный край” и бахмутская уездная “Народная газета”.
Надо ли говорить, что библиотеками пользовались в основном административные работники шахт и заводов? Рабочие появлялись там крайне редко, хотя такое случалось. Во всяком случае, библиотеки или комнаты-читальни при шахтах были настоящим лучом света в российском сельском безграмотном царстве.
“Библиотечная оттепель” была недолгой. С началом Первой мировой войны - во избежание крамолы - многие открытые в последнее время библиотеки и читальни были закрыты.
Григорий Петровский, будущий депутат Госдумы и в течение 20 лет глава Украинского Советского государства, один из четырех “отцов-основателей” СССР, вспоминал, что в годы реакции после революции 1905 года Юзовка находилась полностью под полицейским контролем: никаких лекций, никаких культурных ассоциаций, никаких профсоюзов не дозволялось. Некоторые библиотеки были закрыты после налетов на них полиции.
Тем не менее, помимо знаменитой школьной библиотеки в Юзовке (с 1900 года открытой и для рабочих) в 1910 году существовало еще пять частных библиотек, которые содержались на пожертвования населения. В 1914-ом открылся т. н. “Народный дом”, в котором располагалась библиотека и уже упоминавшиеся учебные курсы для рабочих.
Горнопромышленники Юга России давно начали осознавать, что беспробудное пьянство, эта чума Донбасса, подрывает основы их бизнеса. Еще в 1890 году глава горной администрации Области войска Донского В. Вагнер поставил перед Съездом горнопромышленников задачу в качестве альтернативы пьянству ввести в практику воскресные чтения для рабочих и сеансы “волшебного фонаря” (модного в то время предшественника кино). Эдакий донецкий вариант мистера Ферста из “Человека с бульвара Капуцинов”. Вагнер ссылался на закон 1876 года, который регулировал подобные публичные мероприятия.
Но вот какая вышла загвоздка. По закону, такие чтения могли проходить в губернском или уездном городе (под должным контролем со стороны властей), или же в селе, но непременно в помещении Церкви или церковной школы и в присутствии священника. А в Донбассе во многих поселках - не то чтобы школы или Церкви, но даже часовенки отродясь не существовало.
Горнопромышленники признали, что публичные чтения - хорошая альтернатива пьянству. Но все соглашались с мнением одного из своих виднейших коллег П. Карпова, что должен быть надлежащий контроль. Вместо священника горнопромышленники предлагали в качестве контролирующего лица назначать на такие чтения своих людей или доверить это дело полицейским чинам. Однако прошло целых девять лет, пока первые такие чтения не состоялись на Богодуховском руднике на Кальмиусе под прямым наблюдением и под ответственностью отца Александра Матвеевского.
Построенная Новороссийским обществом в Юзовке в 1914 году огромная аудитория вмещала 2 тысячи человек. Ее сразу же стали использовать под кинозал. До этого на Ветковском руднике уже использовали т. н. “электробиограф” (что-то вроде современного слайдопроектора). Но кино сразу же завоевало популярность рядового юзовского жителя. Фильмы крутили и в будни, и в выходные дни. По общему мнению, это заметно снизило уровень алкоголизма в поселке.
За просмотр брали небольшую плату, которая шла на то, чтобы спонсировать любительские театральные постановки. Их в той же аудитории осуществляли силами самих рабочих.
Какое-то развитие в Юзовке получил и спорт. В 1915 году спортивное общество Новороссийской компании насчитывало 200 членов, а гимнастическая команда “Соколы” - 80 человек. “Соколы” пережили и войны, и революции, и выступали в Юзовке даже в 1920 году. Хотя считалось, что рабочих в составе этих спортивных обществ не было, отмечает израильский профессор, тем не менее бывший юзовский рабочий Никита Хрущев вспоминал в 1961-ом, что в молодости играл в составе местной футбольной команды.
Заводской оркестр был создан в Юзовке еще в 80-е годы прошлого столетия. А в начале 90-х уже имелся и школьный оркестр. Немец по фамилии Паули был дирижером заводского оркестра. Под его началом музыканты играли летом по выходным на открытой деревянной эстраде на базарной площади Юзовки. Кстати, музыканты как раз были из рабочих, что специально отмечает инспектор Гаршин, который проверял состояние образования в Юзовке в 1890 году. Некоторые из них частенько бывали в доме у потомка основателя Юзовки Артура Юза, где они исполняли камерную музыку для “приличной” публики. Если младший Юз отсутствовал, гостей и музыкантов в доме Юза принимал главный заводской бухгалтер.
Еще в 1896 году сотрудники металлургического завода создали музыкально-драматический кружок, который существовал многие годы. В 1908 году в нем насчитывалось 40 членов. Актеры исполняли даже серьезные театральные произведения, а на их спектакли приходило много народу. В 1915 году в театральном кружке было уже 200 человек, в основном, работников администрации.
Летом в Юзовке случались гастроли: мог приехать цирк, заезжали украинские фольклорные ансамбли, а в 1905 году пожаловала даже профессиональная актерская труппа из самого Санкт-Петербурга, которая, по мнению Фридгута, в то жаркое революционное лето, по всей видимости, искало относительного покоя в провинции.
Театр был популярен не только в Юзовке. Например, на шахте Ованесова-Аразова в окрестностях Юзовки существовала театральная группа, которой руководил главбух шахты, а средства на работу театра давал хозяин шахты. Раз в месяц актеры-любители давали свои спектакли. Шахтеры с огромной охотой ходили на представления, но пускали туда не всех, а лишь тех, кто был трезв, сам чист и одет в чистую одежду.
И наконец, газеты. Оных в Юзовке до революции 1917 года не выпускали. Юзовская типография печатала лишь коммерческую продукцию типа визитных карточек. Поблизости газеты издавались в Бахмуте и Мариуполе. А в основном печатная продукция в Юзовку доставлялась издалека. Как вспоминал старый большевик Петр Моисеенко, особой популярностью в Юзовке пользовались народническая газета “Сын Отечества”, первая в России дешевая массовая газета для широкой публики; кадетские издания “Мир Божий” и “Наша жизнь”, а также полтавская газета “Социал-демократ”. Впрочем, напомним, еще раз, грамотность среди юзовских рабочих едва достигала 40 процентов.
Дмитрий КОРНИЛОВ
"Ранняя история Юзовки" |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |