Малорусская Народная Историческая Библиотечка | |||||||
история национального движения Украины | |||||||
Главная | Движения | Регионы | Вопросы | Деятели |
Вопросы --> Вера (Автокефалия) |
|
"Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), В.Чернышов" |
Подводя итоги данной работы следует заметить то, что автокефалистское движение явилось проявлением украинского революционного движения. Налицо почти полное совпадение лозунгов и методов борьбы. Политический радикализм бескомпромиссность и революционная нетерпимость автокефалистов способствовали тому что по мере развития этого движения тому что религиозные задачи отходили на задний план, и политические задачи затмили собой духовные, это способствовало тому, что шаг за шагом автокефалисты отвергали как канонический строй Православной Церкви, так и ее догматику, заменив это революционной популистской демагогией , окончательно порвав с Православной Церковью как организационно так и духовно. Опора этого движения на украинские политические круги не способствовала массовости этого движения.
Исходя из изложенного материала, развитие автокефалистского движения можно разделить на 3 этапа:
1) Зарождение этого движения. Этот этап охватывает пeриод после февральского переворота до созыва Всеукраинского Церковного Собора в январе 1918 г. Движение за автокефалию возникает на гребне революционной волны, его лидеры поддерживают ккрайне революционные лозунги находя некоторый успех в условиях митинговой демократии. Идя на противостояние с церковными властями и создавая свои самочинные органы автокефалисты все-таки не идут на полный разрыв с православной иерархией, ставя своей целью созыв Всеукраинского Церковного Собора, пребывая в уверенности что Собор примет нужные им решения. Украинские власти в целом предпочитают не вмешиваться в церковные дела, сочувствуя при этом идее украинской автокефалии.
2) Следующий период охватывает почти целиком 1918 г. Главным событием церковной жизни Украины был в это время Всеукраинский Церковный Собор. Этот период характеризуется крахом надежд автокефалистов на Собор, и консолидацией в Украинской Церкви пророссийско-консервативного элемента, умеренные украинские автономистские круги примкнули к консервативному лагерю. Собор принимает решение об автономии Украинской Церкви. Автокефалистские круги переходят в оппозицию и начинают ориентироваться на силовые методы. Политика Украинского государства в данный период отличается резкими колебаниями от автономии к автокефалии и обратно.
3) Третий период охватывает 1919-1921гг. , начинается с захвата власти на Украине Директорией и заканчивается полным организационным оформлением УАПЦ на I Всеукраинском Соборе УАПЦ в октябре 1921 г. Он отличается дальнейшей радикализацией автокефалистского движения и его ориентацией на революционные режимы Директории и большевиков. Цели этих двух режимов различны: у Директории автокефалия Украинской Церкви и контроль над ней любой ценой, а у большевиков - полное уничтожение религии. Большевики используют автокефалистов, как и иные группы "церковных революционеров, как орудие подрыва Православной Церкви изнутри. Происходит превращение автокефалистского движения из внутрицерковного в раскол. Внутри церкви создается "Спилка Украинских Парафий", отказывающаяся от подчинения церковным властям и объявившая себя Украинской Автокефальной Православной Церковью при отсутствии иерархии. Политическая заангажированность в конце концов толкает автокефалистов к окончательному отказу их от Православного вероучения и созданию лжеиерархии на I Всеукраинском Соборе УАПЦ, акты которого знаменовали создание организационной структуры УАПЦ и фактически окончательный переход этой организации к идеологии протестантизма, соединенного с православной обрядностью и узко понимаемой национальной идеей.
Дальнейшее развитие этой организации показало, что поставив национальную идею выше религиозной и пойдя на сотрудничество с большевиками, УАПЦ пришла к полному банкротству. В своих мемуарах глава УАПЦ "митр" В. Липковский отмечал аморальность большей части своей "иерархии", признавая что "весь состав УАПЦ был самой большой болячкой на теле своей Церкви".Характерно что при каждом удобном случае руководители УАПЦ подчеркивали лояльность большевицкой диктатуре, доходило до того, что например в августе 1923 г. Волынский епархиальный съезд заявил, "что УАПЦ претворяет в жизнь линию партии в национальном вопросе, указанную XII съездом РКП(б)". Впоследствии с началом репрессий против УАПЦ значительная часть "епископата" пошла на разрыв с религией и старались выслужиться пред большевиками.
Не смотря на поддержку до середины 20-х гг. со стороны властей УАПЦ не стала национальной церковью украинского народа. В средине 20-х гг., в разгар совдеповской насильственной украинизации, на советской Украине насчитывалось лишь 966 приходов УАПЦ (8,8% от всех религиозных общин УССР) в то время как подвергавшаяся самым жестоким репрессиям тихоновская Московская Патриархия насчитывала 6231 приход(56,5 %), а обновленцы - 1868(17%).
Дальнейшая судьба УАПЦ идентична судьбе украинской радикальной интеллигенции пошедшей на сотрудничество с большевиками и физически ликвидированной в 30-е гг. как прочие попутчики советской власти, после того как в них отпала надобность. После ликвидации на родине УАПЦ продолжала действовать в эмиграции, попытки возрождения этой структуры предпринимались на Украине во время II Мировой войны и в современный постсоветский период.
"Автокефалистское движение в Украине и возникновение украинского самосвятства. (1917-1921 годы), В.Чернышов" |
Украинские Страницы,
http://www.ukrstor.com/ История национального движения Украины 1800-1920ые годы.
| |