Малорусская Народная Историческая Библиотечка
история национального движения Украины 
Главная Движения Регионы Вопросы Деятели
Смотрите также разделы:
     Деятели --> Мирошниченко (Основные работы)

"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"


11. Государство и культура: из “заботы” – на волю.

1. Протекционистские утопии власти.

В 1992 г Верховный Совет Украины утвердил “Основы законодательства о культуре” (принципы государственной политики в области духовной культуры). В нём говорились правильные слова о том, что культура это условие преодоления социально-экономического и политического кризиса, духовного возрождения страны. Что важно сохранить самобытность этнических культур народов Украины и создать условия для их всестороннего развития. Перечислялись меры по спасению и развитию культуры Украины в непростых условиях перехода общества от социализма к капитализму. Не отставал от парламента и Президент Л. Кравчук. Он издал указ, в котором определил действия правительства по социальной защите деятелей культуры и искусств в это непростое для них время.


2. Националистический геноцид культуры.

Понадобилось совсем немного времени, чтобы обнаружилось позорное лицемерие планов государственного протекционизма по отношению к отечественной культуре. Увлёкшиеся дележом власти и государственной собственности, новые хозяева страны вспоминали о культуре лишь тогда, когда принимались за приватизацию очередного помещения библиотеки, детского садика, школы или больницы или накануне выборов, сочиняя новые “обещалки” для электората. Благодаря их “неусыпной заботе” в кратчайший срок был на корню загублен основополагающий костяк культуры, её животворящая основа. Сотни тысяч профессионалов, творящих и врачующих души сограждан, формирующих дух нации: врачи, медсёстры, санитары, нянечки, воспитатели, учителя, учёные, тренеры, библиотекари, артисты, социальные и музейные работники, занятые в государственном секторе и традиционно кормящиеся из государственного бюджета, были брошены националистической державой на произвол судьбы. Государство не просто издевательски дёшево оценило их труд. Оно вообще перестало его оплачивать, месяцами и годами “задерживая” даже те нищенские гроши, которых не всегда хватало и на хлеб с молоком. Спасаясь от голодной смерти, подлинные хранители и творцы национальной духовности стали искать источники пропитания подальше от заботливой державы: в рыночной торговле, в услужении, в эмиграции, а кому не повезло – на помойке.

Потеря людей в результате их ухода из профессиональной деятельности не просто лишила страну уникальных работников. Были хамски оборваны гуманистические традиции интеллектуальной профессиональной деятельности, уцелевшие и бережно хранимые в среде интеллигенции и деятелей культуры даже в кровавые годы советской власти. Эти традиции не передаются формальным образом в результате научения, в каких бы то ни было учебных заведениях. Законы их формирования не описаны в монографиях и учебниках. Они незаметно и стихийно возникают в процессе нравственного профессионального общения, хранятся и передаются из поколения в поколение профессионалов в виде неуловимых, но столь важных для культурного здоровья нации феноменов “добросовестного отношения к своему делу”, “профессионального кодекса чести”.


3. Пропаганда национальных культурных героев.

Время от времени государственная пропаганда демонстрирует обществу улыбающихся и, похоже, благоденствующих в лучах державной заботы официальных представителей культурной элиты Украины. Для них были учреждены Государственная премия Украины, Национальная премия имени Т. Шевченко. Чтобы продемонстрировать своё перерождение и разрыв с коммунистическим прошлым, чиновники от культуры дали премии некоторым своим фаворитам – художникам Н. Максименко, Г.Синице, М. Тимченко, А. Антонюку, скульптору В. Чепелюку, писателям И. Гнатюку и И. Чендею, певцу В. Зинкевичу, композитору И. Караманову, хореографу А. Шекеру, представителям диаспоры – капелле бандуристов из Детройта (США), канадскому хору и даже своим бывшим жертвам – узникам сталинских концлагерей: Б.Антоненко-Давидовичу, И.Калинцу, Т. Мельничуку (и те приняли подарки из рук своих палачей!).

Но благодеяния державы по отношению к единицам “народных” и “заслуженных” генералов и звёзд культуры, хранимых то ли “на племя”, то ли для рекламы “культурной политики”, даже при самом высоком качестве их “профессиональной пробы” не способны компенсировать пренебрежение судьбами сотен тысяч незаметных, не “народных” и не “заслуженных”подлинных творцов и оберегов общественной человеческой души.

В таинстве очеловечивания не бывает ролей первого и второго плана. История сама назначает своих лауреатов. Стерильность палаты для рожениц, ловкие пальцы акушерки не менее важны для душевного здоровья будущего человека, чем хорошие книги, вовремя попавшие в его руки, или учителя, хотя бы не вырабатывающие к ним отвращения. Менее 10 лет понадобилось украинской державе для того, чтобы разорить, распылить по белу свету, варварски угробить плодотворный, но беззащитный самый главный культурный слой социальной почвы страны. Ломать – не строить! И не скрыть этого подвига шеренгами лауреатов. Вряд ли когда-нибудь мы сумеем в полной мере осознать масштабы культурной катастрофы, сотворённой “незалежной” от здравого смысла и от своего народа украинской державой. Ведь когда нет работы, нечего есть и нет крыши над головой, людям не до книг, не до музыки и не до театра. И если в больнице нет ваты и бинтов, света, тепла и воды, то не о культурной политике и не о политике вообще думают и те, к то в недобрый час попал на больничную койку, и те, кто их на этой койке обслуживают.

В государственных департаментах культуры служат разные люди. Среди них немало таких, кто искренне стремится верой и правдой послужить отечеству на своём поприще. Они заботятся и о сохранении памятников культуры, и об открытии доступа к ним населению страны, и о возврате культурного наследия прошлого. По их инициативе из-за рубежа возвращаются архивы, библиотеки, книги, музейные экспонаты и иные духовные ценности, вывезенные туда либо эмигрантами, спасающимися от советской дикости, либо бывшими властями в центральные общесоюзные музеи и хранилища. В феврале 1992 года была создана специальная государственная комиссия для возврата перемещённых культурных ценностей и подписано соответствующее соглашение между правительствами стран СНГ, по которому вывезенные из Украины материалы археологических раскопок, иконы, ювелирные и художественные изделия, рукописи и архивы должны были совершить обратный путь на родину. Так вернулись в Украину личные архивы А.Олеся, О. Ольжича, академика А. Жуковского (председателя научного общества им. Т. Шевченко), Л. Морозовой, профессора И. Огиенко, архив правительства УНР в изгнании, копии документов об Украине и её связях со Швецией в XVII – XVIII веках из Государственного архива Швеции. Были изданы литературные произведения писателей-эмигрантов – И. Багряного, В. Барки, Е. Телиги, С. Гординского, Л. Мосёндза, книги авторов эпохи “расстрелянного возрождения” – Н. Зерова, М. Хвылевого, Е. Плужника, Г. Косынки, украинских диссидентов – В. Стуса, И. Светличного, Е. Сверстюка, В. Рубана, Н. Руденко.


4. Забота о памятниках архитектуры.

Благодаря заботам неравнодушных людей государство взяло под охрану свыше 160 000 памятников архитектуры и искусства. Из них 49 ансамблей и историко-архитектурных комплексов было объявлено государственными заповедниками. В список всемирного наследия ЮНЕСКО были включены Софийский собор и Киево-Печерская лавра в Киеве, архитектурный комплекс старого Львова. После этого в казне нашлись средства для реставрации наиболее аварийных исторических памятников.

Нет ничего странного в том, что в одной и той же стране, в одном и том же государстве существуют люди, одни из которых губят культуру, а другие стремятся её сохранить и продолжить. Истории известны и не такие противоречия. Хочется верить, что в нашей стране творческий импульс, в конце концов, возобладает над разрушительным, но это никогда не произойдёт само по себе – без нашего заинтересованного участия. Заботясь о духовной культуре, нужно помнить, что главное в ней – люди, без которых сами по себе материальные памятники духовности – экзотичный, но бесполезный антикварный хлам.



"Как украинцы капитализм себе строили. Новейшая история Украины (1991 ? 2001)"



Украинские Страницы, http://www.ukrstor.com/
История национального движения Украины 1800-1920ые годы.